Главная \ Публикации \ Резьба по дереву в коллекции краеведческого музея г.Николаевска-на-Амуре

Публикации

« Назад

Резьба по дереву в коллекции краеведческого музея г.Николаевска-на-Амуре  22.10.2013 02:03

Датой основания краеведческого музея г. Николаевска-на-Амуре считается 28 сентября 1946 года.

14 апреля 1944 года Исполнительный комитет Нижнеамурского областного Совета трудящихся вынес решение об организации областного краеведческого музея в г.Николаевске-на-Амуре на базе музея Тугурского краеведческого пункта [1].  Музею было передано здание бывшей пекарни. 21 сентября 1945 года экспонаты Тугурского музея были доставлены в город, а спустя год, 28 сентября 1946 года, двери Нижнеамурского областного краеведческого музея  открылись для посетителей.

За годы своего существования музей неоднократно переименовывался . Его нынешнее название – Межпоселенческий краеведческий музей имени В. Е. Розова [2].    

В настоящее время количество музейных предметов составляет 47905  единиц хранения основного фонда, объединенных в несколькоколлекций.

risunok2b.png

В 2012 г. сотрудниками Дальневосточного художественного музея г.Хабаровска  при поддержке Министерства природных ресурсов Правительства Хабаровского края был подготовлен и вышел в свет альбом «Искусство народов Приамурья XI-III тысячелетия до н.э , IX-XIII века, XIX-начала XXI века». В альбоме представлены предметы искусства народов Приамурья из собраний музеев Сибири и Дальнего Востока, в том числе коллекция резьбы по дереву Межпоселенческого краеведческого музея им.В.Е.Розова, г.Николаевск-на-Амуре.

Этнографический отдел – один из наиболее интересных. Основа  коллекции была заложена в 1946–1947 годах первым директором музея, специалистом-этнографом Екатериной Дмитриевной Корзо [3]. За два года руководства музеем с помощью своих немногочисленных сотрудников ей удалось сформировать этнографический отдел практически на пустом месте. Экспедиции организовывались систематически и целенаправленно. Коллекция, собранная под руководством Е. Д. Корзо, включает широкий перечень вещественных памятников традиционно-бытовой культуры малочисленных народов Нижнего Амура, дает достаточно полное представление о традиционных промыслах и быте, технике обработки дерева, бересты и рыбьей кожи, характеризует религиозные верования нивхов, ульчей и эвенков, их обряды и культовые праздники.

risunok1a.png

В начале 90-х годов ХХ века этнографическая коллекция   пополнялась за счет выездов научных сотрудников музея в села Ульчского района. Большую помощь в собирательстве оказала В. А. Сидорова [4] – директор краеведческого музея с. Богородское, являвшегося в то время филиалом краеведческого музея г. Николаевска-на-Амуре.

risunok3.png

В течение последующих лет экспонаты поступали от краеведов, жителей районов Хабаровского края, собирались сотрудниками Межпоселенческого краеведческого музея имени В. Е. Розова. На сегодняшний день  коллекция насчитывает более 160 предметов из дерева. Среди них разнообразные блюда и ложки – бытовые, праздничные и ритуальные, коробки и шкатулки для хранения бытовых мелочей и табака, люльки и обрядоваяскульптура.

Резьба по дереву – одно из наиболее древних направлений декоративно-прикладного искусства. Места проживания коренных народов Нижнего Амура богаты лесами, поэтому дерево являлось основным материалом для изготовления орудий промысла, бытовой утвари и предметов религиозного культа.

Свои изделия мастера, как правило, украшали орнаментом. С. В. Иванов [5] выделил следующие технические приемы резьбы при нанесении орнамента на дерево: профилирование краев, ажурную резьбу, тонколинейную резьбу, многогранную выемчатую резьбу, мелкоузорчатую выемчатую резьбу, рельефную резьбу, накол, роспись. Наиболее широко применялись связанные со спирально-ленточным орнаментом многогранная выемчатая и  сложнопрофилированная резьба. По количеству граней резьба подразделялась на двух-, трех-, четырех-, шести- и девятигранную. В своих исследованиях ученый отмечал, что богаче всего эта техника представлена у нивхов и ульчей [6].

Обработка дерева – мужское занятие. Мастерство резьбы по дереву передавалось из поколения в поколение. Обучение начиналось с малых лет и было не менее тщательным, чем обучение охотничьему и рыболовному делу. Мальчики 10–12 лет уже самостоятельно изготовляли простейшие виды посуды. Заготовки для изделий сушили по шесть – десять месяцев, иногда – до нескольких лет. Большое внимание уделялось подготовке материала к работе - от этого зависело качество будущего изделия.

«В процессе художественной обработки дерева его пропитывали (иногда до трех раз) нерпичьим или рыбьим жиром. Это, с одной стороны, укрепляло дерево, с другой – придавало ему матово-золотистый оттенок» [7].  Изделия из дерева естественно вписывались в среду обитания народов Приамурья, составляя органичную часть их бытия, материальной и духовной культуры. «Они хорошо сочетались с архитектурным строением, внутренним убранством жилища. Темно-охристый, еле тронутый тонкой позолотой цвет деревянной посуды прекрасно гармонировал с национальными халатами из рыбьей кожи» [8].

Большая часть изделий из дерева приходится на ритуальную скульптуру и бытовую утварь. Собрание ритуальной скульптуры насчитывает 36 единиц: 32  из них выполнены ульчскими мастерами, 4 – нивхскими. Большинство предметов бытовой утвари орнаментировано. Коробки, шкатулки, бытовая и праздничная посуда разнообразны по форме и размерам, большей частью украшены спирально-ленточным орнаментом.

Особого внимания в коллекции заслуживают ложки, изготовленные ульчскими мастерами. Поражает тщательность и тонкость их художественной обработки. Форма ложек традиционно плоская, с заостренным концом и длинной шейкой. Ручки декорированы плоско-рельефной резьбой.

Несомненный интерес представляют нивхские ритуальные ковши для медвежьего праздника, вырезанные из цельного куска дерева и украшенные изображениями медведя. Ковши заканчиваются заостренными лопатообразными выступами, ручки покрыты ажурной резьбой (прорезью).

За последние 12 лет этнографическая коллекция музея пополнилась крайне незначительно. Изделий из дерева среди новых поступлений нет. Недостаточность финансирования сделала невозможными служебные командировки с целью сбора экспонатов, да и резчиков по дереву практически не осталось. Процесс ассимиляции, начавшийся в середине XIX века, окончательно завершился во второй половине ХХ столетия.

В начале 2000-х годов приЦентре культуры малочисленных народов Севера г. Николаевска-на-Амуре был организован кружок резьбы по дереву. Обучение проводил нивхский резчик В. С. Лампан [9]. Как ни парадоксально, на занятия к нему ходило только два человека - русские мальчики. Молодое поколение коренных жителей Нижнего Амура не стремится перенимать опыт предков. Причиной тому, вероятно, удаленность Николаевского района, его труднодоступность для туристов, и как следствие – отсутствие спроса на предметы декоративно-прикладного искусства аборигенов Нижнего Амура.

 

Гребенник Наталья Генриховна

(заведующая отделом этнографии МБУ "Межпоселенческий краеведческий музей им. В.Е. Розова)

 

Примечания:

1. В 1932 году Тугуро-Чумиканский райисполком вынес решение  о строительстве культбазы в пос. Тугур. Организация таких культбаз должна была способствовать развитию и просвещению коренных малочисленных народов Дальнего Востока. В 1934 при Тугурской культбазе был открыт краеведческий музей, явившийся первым на юго-западном побережье Охотского моря и Нижнем Амуре хранилищем памятников культуры аборигенных народов. Музей  просуществовал до 1945 года.

2. Розов Василий Евгеньевич (22. 12. 1877–29. 12. 1943), заведующий музеем при Тугурской культбазе с 1938 по 1943 годы.

3. Корзо Екатерина Дмитриевна (1905–?). В 1929 году окончила географический факультет Ленинградского государственного университета, в 1935 – теоретический курс аспирантуры при научно-исследовательской ассоциации Института народов Севера ВЦИК. 1946–1947 – директор Нижне-Амурского краеведческого музея.

4. Сидорова Валентина Алексеевна (род. 1933), директор краеведческого музея с. Богородское с 1992 по 2004 годы.

5. Иванов Сергей Васильевич (1895–1986), доктор исторических наук, этнограф, исследователь культуры народов Сибири и Дальнего Востока.

6. Иванов С. В. Орнамент народов Сибири как исторический источник (по материалам ХIХ – начала ХХ в.). – М. - Л., 1963. С. 335, 336.

7. Гонтмахер Петр Яковлевич. Золотые нити на рыбьей коже. – Хабаровск, 1988. С. 35.

8. Там же, с. 35.

9. Лампан Виктор Сергеевич. Род. 1950.



Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


*E-mail:


*Комментарий: