Главная \ Публикации \ ЗАПИСКИ КРАЕВЕДА. (часть 1) Петухова Е.И.

Публикации

« Назад

ЗАПИСКИ КРАЕВЕДА. (часть 1) Петухова Е.И.  19.02.2013 00:38

Представляем читателям серию краеведческих этюдов, где расскажем, как обустраивался Николаевск в первые годы, как формировалось его население, что представляло собой Николаевское общество и о многом другом. Этюды написаны на основе архивных и исторических материалов, периодической печати, содержат высказывания о Николаевске известных путешественников и государственных деятелей.

Часто во время экскурсии гости Николаевска спрашивают, откуда начинался город и где был его исторический центр, какой облик имел старый Николаевск и почему у «патриарха» приамурских городов нет старых зданий. Сегодня мы расскажем читателям о самых первых строениях и первых улицах города.

publikacii-1.jpg

13 августа 1850 г. Г.И. Невельской на песчаной косе (ныне территория РЭБ флота) вопреки правительственному запрету поднял первый российский флаг на Амуре. К концу года на мысе Кошка появились два первых деревянных строения: казарма для солдат и домик для офицеров. В 1855 г. из Петропавловска в Николаевск был переведен Морской госпиталь, который также расположился на мысе Кошка. Так образовалась самая первая улица города – Госпитальная. А далее, постепенно стали очищать от леса пространство выше мыса и появилась еще одна улица, которая на протяжении всего развития и по сей день является центральной улицей.

Первые постройки ничем не отличались от крестьянских изб – мощные срубы, с небольшими и высоко расположенными окнами, часто со ставнями из-за сурового северного климата. Эти дома в 50-е годы строились в большинстве на скорую руку и не отличались ни внешней красотой, ни удобствами. К тому же никакой планировки не придерживались, каждый строил дом там, где ему хотелось.

С 1861 г. началась распланировка и деление города на правильные кварталы, и значительное количество домов оказались не на месте, прямо посреди улицы. Владельцам домов предлагалось перенести дом на другой участок, самый ближайший. Была назначена особая комиссия для проверки городских участков.

publikacii-2.jpg

24 февраля 1858 года Николаевск возведен в степень областного города. С этого времени первые лачуги стали заменять добротными домами. Так, главная улица была застроена в основном казенными домами иностранных компаний и, в незначительном количестве, частными домами. Большая улица освещалась масляными фонарями, а на остальных ночью была полная тьма. И, как писал житель того времени о «милом» развлечении «шутники, пользуясь темнотой, натягивали проволоку поперек улицы и потешались над незадачливыми прохожими, которые падали и чертыхались».

«Город вытянулся в прямую линию вдоль Амура, что послужило основанием главной улицы – Первого Проспекта или как ее называли по-местному Большой улицы. В праздники и после работы вечером оживляется Большая улица гуляющими, но это пространство ограничивается от Портовой (ныне Кантера) до Телеграфной станции, где оканчиваются городские постройки» - писала газета «Восточное Поморье».

Мест для гулянья публики было действительно мало. Ранее посещался мыс Кошка, на котором расположен порт, но лес вокруг вырубили, чтобы избежать пожара на важном объекте. Прогуливаться населению можно было по мосткам Большой улицы, идущей на 1,5 версты параллельно реке или, перейдя мост в слободке, отправиться по дороге в Чныррах. Единственной достопримечательностью улицы Большой того времени был собор Святого Николая Чудотворца. Когда приступили к постройке собора, то все сожалели, что он строится в лесу. Однако город настолько быстро разрастался, что собор вскоре оказался в центре города.

При первоначальном устройстве главной улицы Николаевска – Первого Проспекта дерн не снимался с поверхности и коренья не убирались. Прямо на это наваливали небольшой слой щебня и песка. Щебень в Николаевске не покупался, но перевозка его стоила очень дорого по причине дорогого содержания лошадей. Кубическая сажень щебня обходилась в 18 рублей, так что эту роскошь применяли с осмотрительностью. Но очень скоро коренья стали вылезать из земли и представлять препятствия для экипажей. С 1863 г. арестанты, содержащиеся в тюремном замке, привлекались на очистку улиц, выкапывания канав.

publikacii-3.jpg

В 1865 году первый раз приступили к очистке улицы Большой, так как она совсем не походила на городскую улицу, тем более на Проспект :выкорчевывали коренья, пни, заравнивали ямы. Из городской казны было выделено 250 рублей на эти цели. Была доставлена иностранная машина для корчевания пней, но в Николаевске она работать не смогла, так как верхний грунт был мягкий, и машина вязла, теряя силу. Владелец машины предлагал ее желающим с платой по 10 копеек за пень, но желающих не нашлось, и машина долго покоилась на складе без употребления. 2-я Амурская улица (ныне Калинина) находилась в овраге, который пришлось засыпать, чтобы сравнять с поверхностью 1-го Проспекта. К осени жители смогли проехать на всю длину (2 версты) центральной улицы, не рискуя поломать ноги лошади или завязнуть с возом.

Но, как свидетельствовали очевидцы, Первый проспект выглядел прилично, когда по нему совершали прогулки: фасады домов выходили на улицу своими чистыми дворами и входами, а задние дворы и огороды выходили к реке, поэтому вид на город с реки и приближающихся пароходов был не очень привлекательный. Власти города строго запретили вывозку мусора и навоза на берег, но зачастую по ночам навоз все-таки вывозили на старое место, рискуя быть пойманным и наказанным. При этом горожане в оправдание свое говорили «привычка - вторая натура».

Общественность города предложила все дома в центре по береговой линии снести и на всем протяжении устроить сад, и общество не поскупилось бы собрать на эти цели средства по подписке. Препятствием к осуществлению этого проекта было то, что практически все дома по береговой линии были из первых построек и казенные, занятые офицерами и чиновниками и прежде чем сносить эти здания, нужно было построить новые. А денег в городской казне на эти цели пока не было. Здесь следует добавить, что часть средств на устройство сада все-таки была собрана, но, но оказалось нужнее устроить хороший спуск к реке. Вся городская жизнь была сосредоточена в порту, и спуск к реке с улицы Большой был очень важен.

Долгой зимой на улицах Николаевска было так много снега, что проходя по тротуару вблизи домов, нельзя было видеть, что делается на улице и все пространство между домами и улицей представляло сплошные траншеи.

К середине 60-х годов Николаевск принимает более европейский вид. Дома строятся по новым, более разнообразным планам: с крылечками, верандами, балконами. Фасады домов украшаются деревянной резьбой.

К 1865 году город распространился, заняв территорию между Куегдой и Каморой. Из рапорта Н.Н. Муравьева-Амурского: «Николаевск… представляет теперь уже порядочный город. От правительства будет теперь зависеть, чтобы город этот распространялся и процветал, подобно Сан-Франциско, несмотря на суровость климата».

Так, в 1865 г. в Николаевске было девять двухэтажных зданий и 615 одноэтажных, 10 магазинов, 73 мелких лавочки. Из-за недостатка кирпича в Николаевске не было каменных домов (первое каменное здание появилось только в 1899 г. - Казначейство). Главная улица стала доступна не только для пеших прогулок, но и для конных экипажей, которых в городе насчитывалось уже полсотни.

publikacii-4.jpg

60-е годы – период наиболее бурного развитие города со дня его основания. С каждым годом Николаевск разрастался вширь и вглубь. Желающих поселиться в нем было много. Из-за отдаленности Николаевска часто происходили различные казусы. Однажды николаевский порт запросил Сибирское морское управление прислать две тысячи коушей (металлических колец для соединения тросов). В Иркутске, посчитав написанное за очевидную ошибку, распорядились выслать в Николаевск две тысячи ковшей… Население Николаевска в 1864 году составляло 3131 человек. Если не считать ссыльных, то получается практически каждому жителю по ковшу.

В 60-х годах Николаевск посетил писатель – путешественник С.Максимов «Город вытянулся на большое пространство и обустроился широко и плотно. Вид на него с реки чрезвычайно картинен и оригинален. Во всяком случае, Николаевск выглядит решительным городом, более даже, чем Чита, а тем паче Благовещенск».

В 1865 г. в Николаевске были построены портовые механические мастерские, это означало, что на Амуре по существу появилось первое промышленное предприятие.

Газета «Приамурские ведомости» от 16 июля 1865 г. опубликовала письмо приезжего: «Я был поражен, что в несколько лет, из дремучего леса, одним настойчивым желанием и неутомимой деятельностью создать и город, и адмиралтейство и верфь – результаты говорят сами за себя».

К 70-м годам ХIХ века стало очевидно, что для центральной базы тихоокеанского флота Николаевск выбран неудачно. В Николаевскую гавань могли зайти лишь мелкосидящие суда, тем более, что полгода на Амуре был ледостав.

Дальнейшую судьбу Николаевска решило основание военных постов Хабаровки (1858 г.) и Владивостока (1860 г.). В 1872 г. по решению правительства главный тихоокеанский порт и 20 единиц кораблей Сибирской флотилии были переведены во Владивосток.

С 1872 года переселение николаевцев в южный порт стало массовым. С собой увозили все: дома, мебель, утварь, скот, оборудование и прочее. Уменьшилось и число зданий, а половины оставшихся пустовала. Сокращение государственного финансирования подорвало экономическое благополучие города.

В начале 80-х годов Николаевск имел, как свидетельствовал очевидец, вид временного поселка. Большинство домов обветшали, самые заметные и сохранившие приличный вид дома принадлежали иностранцам. Именно таким увидел город А.П.Чехов. «5 июля 1890 года прибыл на пароходе в Николаевск – один из восточных пунктов нашего отечества. Почти половина домов покинута своими хозяевами, полуразрушена и темные окна глядят на вас, как глазные впадины черепа».

Это было самое тяжелое время в истории города XIX века. Николаевск как бы съежился в несколько раз. И только в середине 90-х годов XIX века происходит перелом. В считанные месяцы население Николаевска почти утраивается, с 1000 человек в 1895 г. до 2806 человек в 1896 г. А еще через год число жителей достигает уровня 1865 г. – 5684 человек. Чем объяснить столь резкий перелом?

Первая причина – «золотая лихорадка». В 90-е годы увенчались успехом поиски золота, которые велись в районе озера Чля, были открыты отличные россыпи на р.Колчанке и р.Покровке, рудного золота в районе Белой горы. 23 июля 1897 года для разработки этих месторождений была образована Охотская Золотопромышленная компания. Золотопромышленность дала мощный толчок к хозяйственному освоению региона: промышленности, транспорта, связи, торговли, интенсивному притоку населения. Вторая причина не менее бурная – «рыбная лихорадка», которая захватила Николаевск в 1896-1899 годах и, кстати сказать, обогатила гораздо большее количество людей. Николаевск, по существу стал рыбной «столицей» всего Дальнего Востока. Золотой и рыбный бум позволили Николаевску обрести второе дыхание.

Следует отметить, что жизнь в Николаевске налаживалась независимо от каких-либо административных решений. Все, что город имел, создавалось его собственным трудом, а не казенными вливаниями. Далеко не каждый из дальневосточных городов мог этим похвастать.

О периоде расцвета Николаевска в начале ХХ века и о его историческом центре мы расскажем в следующей публикации.

Е. Петухова, краевед.



Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


*E-mail:


*Комментарий: